Работа психолога, консультанта, психотерапевта по сути своей парадоксальна. Когда человек приходит к психотерапевту за помощью, он приходит потому, что у него в жизни есть трудности. Это объективные трудности – с мужем, с женой, с ребенком, с деньгами, с начальством, с учебой, с жильем, с работой и т.д. Все эти трудности находятся во внешнем мире. Но терапевт не может воздействовать на мужа, жену, ребенка, начальника, не может предоставить клиенту жилье, работу или место учебы.
У этих двух людей – терапевта и клиента – есть единственный общий предмет для работы – внутреннее состояние клиента (эмоциональные состояния, установки, отношение к себе и к миру и т.д.). Психолог – это профессионал работы с внутренними состояниями. Он работает с внутренним состоянием клиента и пытается помочь осуществить в нем некоторое изменение. И когда это получается, происходит «чудо»: проблема разрешается как бы сама собой. Кстати, человек не всегда связывает одно с другим. «Ходил к психологу, тратил время, тратил деньги, а проблема сама рассосалась. Зачем ходил – неизвестно». Понимание того, что если бы не ходил и не тратил, она бы не «рассосалась», к некоторым приходит сразу, к некоторым – с запозданием, а к некоторым вообще никогда не приходит.
Как и за счет чего возможно изменять, регулировать внутренние состояния?
Дело в том, что у всех людей есть часть психической жизни, которая не осознается, — то, что называют «бессознательным». У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания – логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного – образы, символы. Оно пытается говорить с нами на этом языке ночью: мы видим сны. Эти сны что-то значат, это послание от нашего внутреннего разума, от нашего бессознательного.
Мы тоже разговариваем с бессознательным на его языке. Те образы, картины, представления, которые возникают у нас в голове, во многом определяют всю нашу жизнь. Дело можно представить так, словно у человека внутри имеется автопилот или мощный компьютер. Те образы, которые возникают, – это курс для автопилота, программа для внутреннего компьютера. Если человек все время думает о том, какой он бедный, несчастный и больной, автопилот как бы смотрит: «Что там просит хозяин? Бедность, несчастья, болезнь. Курс понятен. Поехали». И приведет – безошибочно. Если же представлять себе счастье, успех, удачу – курс будет другой. И результат будет другой.
Итак, образ – это основа регуляции внутренних состояний. Человек «программирует» сам себя посредством тех образов, которые создает. Психологическим механизмом такого «самопрограммирования» являются идеодинамические механизмы: образ стремится к самореализации в действии, ощущении, эмоции и в мысли. Реально, в жизни, это проявляется через кажущиеся случайности. Где-то ты случайно повернешь направо, а не налево, случайно встретишь нужного человека, случайно попадешь на важный семинар, случайно прочитаешь нужную книгу…
Обычно человек не осознает, не понимает того, что он сам программирует, определяет свою жизнь посредством тех образов, которые создает. Можно ли это делать целенаправленно – использовать идеодинамические механизмы для улучшения качества жизни – и что для этого нужно?
Принято считать, что за работу сознания отвечает левое полушарие головного мозга, а за работу бессознательного – правое. Конечно, человеческий мозг устроен намного сложнее, но в любом случае известно, что левое полушарие отвечает за последовательные, логические, рациональные процессы, а правое – более целостное, синтетическое, творческое. Когда активность левого полушария несколько понижается, а активность правого – повышается, мы получаем промежуточное состояние, которое можно назвать измененным состоянием сознания, а можно назвать и трансовым состоянием – трансом, или гипнотическим состоянием. Сознание при этом не «отключается»; работают оба – и сознание, и бессознательное.
Это состояние интересно тем, что в нем многократно усиливается работа идеодинамических механизмов. В гипнозе нет ничего ни магического, ни мистического. Все, что можно делать в гипнозе, можно делать и без гипноза. Но в гипнозе все получается мощнее и быстрее. Это – трансформатор, он усиливает воздействие идеодинамических механизмов. Или, говоря иначе, усиливает воздействие духа на тело, усиливает работу бессознательных механизмов.
Таким образом, гипноз – это такой особый вид психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека (терапевта), забывает о внешнем мире, сохраняя при этом связь с ним, и который позволяет осуществлять психическое переструктурирование.
В гипнозе временно снижается критический контроль и – что очень важно – временно снимаются ограничения сознания. Сознание – логично, у него есть ограничения. У человека есть определенное представление о себе, он знает: «Досюда – могу, отсюда – не могу». В гипнозе этих ограничений нет; здесь возможно то, что сознанию кажется нелогичным и невозможным. Это похоже на то, словно открываешь скобку в своем психическом функционировании, и внутри этой скобки могут осуществиться позитивные изменения. А затем скобка закрывается (человек выходит из транса), а изменения сохраняются и продолжают действовать. При этом действуют они как бы сами по себе, и это очень удобно и практично.
Эриксоновский гипноз – это всегда сотрудничество, добровольное взаимодействие двух людей. Терапевт владеет определенным набором техник, которые позволяют человеку войти в состояние транса и использовать его для своих целей. Клиент полностью контролирует ситуацию; здесь не может быть и речи о приказах, и бездумном им подчинении. Транс – это не сон и не потеря сознания, транс – это «погружение в себя»: в свои мысли, воспоминания, ощущения, переживания. При этом человек ни на минуту не перестает осознавать, где он находится и что с ним происходит, и в любой момент он может прервать сеанс, если ему что-то не нравится. Человеку ничего не пытаются навязывать и уж тем более его не пытаются «подчинить своей воле» (одно из расхожих представлений о гипнозе). Основная задача заключается в том, чтобы помочь ему максимально полно воспользоваться его собственными возможностями и ресурсами для достижения собственных целей. Эриксон говорил об этом так: «Цель психотерапии заключается в том, чтобы помочь пациенту максимально эффективно жить в соответствии с его собственными представлениями».
Эриксоновский гипноз – это самопознание, обучение тому, как стать более успешным и эффективным. Эриксоновский гипнотерапевт выступает в роли проводника, который овладел этими методами и передает их тем, кто к нему обратился, — своим клиентам.