Очевидно, что паническая атака – это реакция на ощущение опасности. Но как правило человек не может определить, в чем же эта опасность на самом деле заключается. Стимул, спусковой крючок – да: это и замкнутые пространства, и удаление от дома, и любые другие конкретные ситуации. На это всего лишь вершина айсберга. Истинные причины не ясны, а значит, как будто бы нет возможности предотвратить их появление в будущем.
Если пытаться смотреть глубже, то механизм можно описать примерно так: наша психика встречается с некой значительной проблемой, которая ставит под угрозу существование человека в принципе. Решить эту проблему теми средствами, которые имеются в распоряжении, которые отработаны и безопасны, не удается. И тогда человек подсознательно оказывается перед трудным выбором: либо признать свое бессилие, сдаться и ждать «смерти» (в том числе и социальной), либо переключиться на какой-то внешний незначительный повод и проявить в этом направлении бурную и совершенно бесполезную активность, маскируя тем самым исходную тревогу. Второй выход, очевидно, легче, да к тому же дает надежду на помощь со стороны.
Что же это за проблема, нерешение которой требует таких жертв?
Общее определение звучит так: живой организм попадает в условия, где не может адекватно реагировать на окружающую среду и поэтому чувствует угрозу для своего существования или для ценностей, жизненно важных для существования.
Мы живем в мире, где сиюминутная угроза жизни не особенно велика. На нас не нападает из-за угла тигр, умереть от голода и холода не удается даже бездомным и при должном внимании к себе мы можем избежать смертельных болезней. Зато на первый план выходят социальные ценности: поддержание отношений, качество жизни, социальный статус, успех в соревновании, творчество и т.п.
Если человек не справляется с поставленной социальной планкой и не может по разным причинам от нее отказаться, возникает дилемма, разрешить которую не удается. И тогда ее приходится прятать от самого себя за болезнью, самим же собой и созданной.
Попробую обобщить наиболее типичные дилеммы, обнаруженные мной при работе с паническими атаками и привести понятные примеры:
Угроза привычному образу себя, ожидание социального неуспеха.
Человек привык думать, что ему любые горы по плечу, и вдруг столкнулся с чем-то «вроде бы простым», с чем не способен справиться.
«Вечный Молодец» не знает как выполнить новую задачу и думает, что это скоро станет заметно окружающим.
«Кормильца семьи» увольняют с работы в кризис, а другие способы получить признание близких ему не известны.
«Помогателю» сообщили, что обойдутся без него.
«Умница-Красавица» не может выйти замуж.
«Предмет зависти» вынужден публично признать наличие неприятностей.
Вся жизнь построена на главной функции, а функция не работает, — жизнь под откос.
2. Необходимость отделиться от родителей, выйти в самостоятельную жизнь.
Взрослый сын привык к постоянной опеке со стороны своих родителей. В глубине души он искренне кайфует от того, что не надо принимать сложных решений, быть самостоятельным и отвечать за себя и других. Но возраст и физиология диктуют потребность в собственных отношениях: семье, детях, любви партнера, реализации в социуме. Быть взрослым и оставаться ребенком одновременно не удается. Отказаться от понятной роли ребенка при отсутствии навыка быть взрослым страшно.
3. Увеличение дистанции в жизнеобразующих партнерских отношениях
Муж отдалился, ударился в работу, завел любовницу, — в общем, как будто не со мной. Спрашиваешь – отмахивается. Перепробовала все, но ничего не помогает. Каждый разговор пугает: вдруг скажет, что все… Возраст, лишний вес, привычная рутина, прошлые обиды кажутся непреодолимыми препятствиями. Поднимает голову страх и одиночество, а жить одной еще страшнее.
4. Потребность в творческой деятельности при невозможности её реализовывать.
У каждого человека есть много «хочу» и не меньше «должен», от которых арифметически отказаться можно, а нравственно нельзя. Как, скажите, простому инженеру-наладчику объяснить своим домашним, что время от времени звучит у него в ушах музыка, которую он хочет, но не может записать? А если еще с детства родители твердили ему, что музыкант – это вообще не профессия, и что эту блажь ремнем выбивать надо? Тогда и музыка-то скорее всего не звучит, только неясное томление, тоска по чему-то другому, своему, настоящему. Но тоска такая острая, что иногда от самого себя деться некуда. А надо работать, деньги зарабатывать, а не ерундой всякой заниматься. Да еще перед самим собой страшно – ведь не получится же, и что тогда? Да еще пугает идея, что творчество непременно сопровождается каким-либо страданием…
Конечно, этот список можно продолжать, и в каждом конкретном случае все очень индивидуально.
Как же из этого выбираться?